Новогодний баннер

Что должен знать и уметь менеджер по продажам

Менеджер по продажам призван осуществлять связь между покупателями и торговыми и производящими организациями. Профессия широко распространена в сфере оптовой торговли. Выделяют следующие специализации менеджеров по продажам в зависимости от вида объекта продажи: потребительские товары; продукция промышленного назначения; услуги.

Менеджер по продажам выполняет следующие работы:

  • Разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий по организации и созданию сети сбыта товаров (разработка и построение каналов движения товаров к потребителям; построение отношений с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, иными посредниками; развитие дилерских отношений).
  • Организует преддоговорную работу (выбор вида договоров: дистрибьюторский, купли-продажи, пр.; определение способов и форм исполнения обязательств, разработка преддоговорной документации, согласование разногласий, анализ документации покупателей, пр.) и заключает договоры (купли-продажи, поставки, пр.). Создает и обеспечивает постоянное обновление информационных баз о покупателях (организационно-правовые формы, адреса, реквизиты, номера телефонов, фамилии руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок, объемы продаж, своевременность и полнота исполнения обязательств, др.).
  • Анализирует объемы продаж и подготавливает отчеты по результатам анализа для представления вышестоящему должностному лицу.

О компетенциях (или что должен уметь делать менеджер по продажам):

  • У менеджера по продажам очень широкий спектр функциональных обязанностей. Вот некоторые из них: поиск покупателя: поиск контакта с потенциальным покупателем (работа со справочниками, адресными книгами, визиты, телефонные звонки); привлечение внимания потенциальных покупателей; организация рекламы, презентаций; участие в выставках и т. п.
  • Ведет переговоры с покупателем по: организации встреч с потенциальным клиентом; созданию благоприятного эмоционального фона делового общения; выслушивает клиента, получает информацию о его потребностях;
  • На основании этой информации, а также сведений о товаре и его возможностях, условиях его продажи и послепродажного обслуживания, формирует торговое предложение клиенту. Обсуждает торговое предложение, отвечает на вопросы и возражения клиента, ведет поиск взаимовыгодных вариантов сделки. Заключает сделку. Создает предпосылки (деловые и психологические) для дальнейшего сотрудничества. Оформляет сделку, торговый заказ. Организует выполнение торгового заказа и контроль за соблюдением сроков и условий. Сдает заказ клиенту.
  • Аналитическая деятельность специалисту по продажам необходима для успешной работы (подготовительный этап процесса продажи): изучению свойств продаваемых товаров, сравнение их с конкурентными товарами; изучению потребностей, личностных особенностей клиентов, ведение базы клиентов; изучению документов, отражающих динамику продаж; составлению отчетов. Набор функций зависит от величины и структуры предприятий. В небольших фирмах приходится выполнять все обязанности, связанные с процессом продаж, в крупных - менеджер по продаже может заниматься только поиском клиентов, переговорами и заключением сделок.

А также (или дополнительные навыки, необходимые менеджеру по продажам):

  • У менеджера по продажам специфические условия труда,8-часовой рабочий день – это большая редкость. Чаще всего менеджер по продажам работает много больше. Свою работу специалист планирует и выполняет, как правило, в одиночку и сам несет за нее ответственность. Работа связана с нервно-психическими нагрузками, вызванными материальной ответственностью, интенсивным общением с клиентами, зависимостью успешности работы от неподвластных специалисту факторов - колебаний конъюнктуры рынка.

О необходимых личных качествах (или кто может быть менеджером по продажам):

  • Успешный менеджер по продажам это высокобразованный человек с ярко выраженными организационными способностями и аналитическим мышлением, способностями к обучению.
  • Менеджер по продажам должен быть мобилен и коммуникабелен.

Основными качествами, обеспечивающими успех в этом виде деятельности, являются:

Специалист по продажам обладает комплексом личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять деловое общение и вести переговоры:

  • Специалист по продажам обладает комплексом личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять деловое общение и вести переговоры: общительность, доброжелательность, твердый характер, гибкость поведения, умение завязать контакт, создать благоприятный эмоциональный фон, наблюдательность, ставить реальные цели и планировать пошаговое их достижение.

Ему необходимы:

  • Организаторские способности, аналитическое мышление, готовность обучаться и воспринимать новое. Ему необходимы знания в области менеджмента, маркетинга, экономики, права, социальной психологии, делового этикета, специфики объекта продажи, приемов его представления и организации продаж, владение навыками общения. Желательно умение работать на компьютере. Для работы на внешнем рынке необходимо высшее экономическое или юридическое образование и знание иностранного языка.

Работодатели обращают внимание на такие факторы как:

  • Активная жизненная позиция (мотивация на результат, а не процесс), системное мышление (видеть ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации), исполнительность, стрессоустойчивость, ответственность, стабильность.
Компаниям, со сложившимися структурами, нужны "достиженцы", особенно, если клиенты четко могут сформулировать ожидаемые ими от сотрудников результаты. Приоритеты при окончательном отборе руководители компаний отдают тем специалистам, которые в решении старой проблемы способны найти новые или лучшие методы решения, и готовые одновременно защитить свои принципы и нести личную ответственность

О доходах (или какая зарплата ожидает хорошего специалиста):

  • На сегодня сложившаяся потребность в специалистах данного профиля обеспечивает заработную плату от 1200 до нескольких тысяч долларов (максимум прогнозировать трудно). Доход менеджера по продажам напрямую зависит от престижности и продаваемости продукта, что реально оценивают и топ-менеджеры, выдвигая жесткие требования к подбираемым сотрудникам.

О спросе (или востребованности на рынке труда):

  • Менеджер по продажам – востребованная профессия, которая имеет реальную возможность продвижения вплоть до должности руководителя компании.
  • При этом важно знать, что времена, когда западная компания была пределом мечтаний соискателя, уходят в прошлое. Российские производственно-торговые компании и оптовые компании работая динамично, почти полностью заменив импорт, активно расширяют свою долю на рынке, опережая конкурентов, увеличивая прибыль.
  • Многие российские компании ищут мастеров продаж. И если кандидаты отвечают предъявляемым критериям (многие из которых перечислены выше), то они составляют знаменательные 6 % "золотого фонда", за которые готовы бороться, и которые готовы "покупать" и "перекупать" директора и владельцы компаний.
Top